От «дикой» девочки до царствующей особы

Анна Ахматова является значительной фигурой 20 века в литературе. Ее детское прозвище «дикая девочка», прозвище после сборника стихов – «русская Сапфо». Однако в литературных кругах ее называли царствующая особа.

В литературе она себя заявила не только как поэтессу, но и как женщину прежде всего. «Вечер» и «Четки» ее первые сборники стихов, рассчитаны прежде всего на женскую аудиторию. Ее приходом в литературу ознаменовался таким понятием как женская лирика.

Ахматова основоположник женской лирики, именно поэтому ее провозгласили «русской Сапфо». Известность Ахматовой нельзя даже сравнивать с известностью нынешних поэтессок из сети. Ее признание имело мало общего с репутацией сегодняшних сетевых поэтесс. Ранним творчеством Анны зачитывались и юные девы, и именитые лирики ее времени. В лирику 20 века Ахматова внесла революционное веяние. Раньше в поэзии превозносили все возвышенное, утонченное, Анна же показала, что и муки любви тоже можно изобразить поэтичными.

То, что Ахматова изменила в поэзии, в будущем назовут новой тенденцией и дадут название – акмеизм. Поэтесса была намного скромнее, и говорила, что данное направление возникло и благодаря Гумилеву Н., когда он анализировал ее творчество.

Ахматова дивно в себе сочетала и поэта, и женщину, и музу. Всю себя она бросила, чтобы служить музой нищему и никому неизвестному художнику из Италии Амедео Модильяни. Поэтесса поразила его в самое сердце, ее особенная привлекательность дала пищу для написания больше чем 10 картин. Этот промежуток творчества художника иногда называют «периодом Ахматовой». В основном он изображал ее нагой. Состояли ли они в любовной связи подтвержденных фактов нет. Но вот то, что Ахматова не прогадала – факт! Художник получил посмертное признание, и его полотна выставляются по всему миру.

Назвать Ахматову классической красавицей нельзя: неправильные черты лица, горбатенький нос. Однако Ахматова смогла из своей необычной внешности создать индивидуальный стиль. Но свою нестандартную внешность она смогла превратить в часть индивидуального стиля. Как пример, она всегда позировала на фото в профиль, считая, что так она выглядит более эффектно. И оказалась права. Литературный Петроград сделал ее профиль своим символом, символом серебряного века.

Женщина не могла не пользоваться популярностью у мужчин, лучших из них. Впервые она вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Он слыл красавцем, путешественником и витязем. Все ее мужчины были самодостаточными и талантливыми людьми. Среди них был и ее второй муж, Владимир Шилейко. Владимир знаток Востока, переводчик и поэт. Среди его работ перевод на русский язык «Эпос о Гильгамеше», написанного на аккадском. Отличительной чертой его работы являлось, то что он первый кто перевел это произведение сразу на русский, минуя европейский перевод. Третий брак у Анны был с Николаем Пуниным, искусствоведом и художественным критиком. Пунин трудился в Русском музее и журнале «Аполлон», его перу принадлежат книги по истории искусства. Отношения же с Модильяни по сей день окутаны тайной.

У Ахматовой была не только поэтическая неземная жизнь, но и жизнь простой женщины со всеми ее тяготами и страданиями. Времена были опасными, это была эпоха тюрьм, репрессий и бесконечного ожидания осужденных. Не прошла стороной и ее эта участь. Она так же как и многие другие стояла в тюремных очередях, очередях к чиновникам, чтобы хоть как-то спасти своих родных. Талант Ахматовой – это поэтическая лирика, но время вносит коррективы, и ее талант потребовался для других целей. Ее стихи озвучивают весь трагизм русского народа в 20 веке. Поэма «Реквием» от имени русских женщин плачет по тем, кто не вернулся из застенка.

Ее творчество не могла не зацепить власть держащих. И начиная с 1924 года на публикацию творчества Ахматовой наложен запрет. Ее убеждения как говорили были чужими для нового государства. Ей разрешили вернуться в литературу по идеологическим соображениям лишь 1939 году с разрешения Сталина. Ее известное стихотворение «Мужество» напечатали в «Правде», основная идея которого была победа над фашизмом.

Как только закончилась война она опять в немилости. Поговаривали, что когда Ахматова выступала в Колонном зале Дома союзов, зал рукоплескал не присаживаясь. Этой народной славы и не простил ей Сталин. Наказание последовало незамедлительно. На примере Ахматовой и Зощенко показательно продемонстрировали борьбу с чуждыми кадрами в литературе, об этом писалось в постановлении в журналах «Звезда» и «Ленинград.

Ахматова всегда вела богемный образ. Даже состарившись она собирает вокруг себя перспективных поэтов, а именно Бродского, Рейна, Наймана и Бобышева. Несмотря на то, что Ахматова жила в Комарово, ребята постоянно навещают ее. Атмосфера встреч была приватного свойства. Немолодой Анне виделось в этих встречах новая жизнь русской поэзии. Она была не так уж и не права. Под ее крышей вырос будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

Ахматова всю время вела как бы двойную жизнь. В первой она была автором утонченных стихов, а во второй создавала легенду про себя. Марина Цветаева нарекла ее «Златоустая Анна Всея Руси». Весь образ поэтессы демонстрировал царственность и величность. Вполне закономерен и псевдоним: Ахматова утверждала, что абсолютно не зря имеет царские замашки, так как имеет у себя в роду хана Ахмета. В быту она была почти беспомощна со своей царственностью.

Ахматова достаточно непримиримо относилась к феминизму. Одно то, что она не признавала слово поэтесса, призывая говорить о ней как о поэте. Ей не нравились эти новомодные женский формы языка.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

От «дикой» девочки до царствующей особы