Мать детей Холокоста

Семилетней Ирене навсегда запомнились слова, умирающего от острой кишечной инфекции отца. Смертельную болезнь он получил, помогая больным, лечить которых не брались остальные врачи. «Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно бросаться в воду спасать, даже если не умеешь плавать» стали смыслом всей ее жизни. Оставшуюся без попечения девочку навестили посланники бедных слоев еврейской общины, их лечением занимался отец. Евреи хотели помочь малышке, взяв на себя обязательство оплаты ее обучения. Но мать Ирены отказалась, понимая, что для них это будет нелегким бременем. Доброта чужих людей покорила девочку. Наступивший 1939 год стал для Польши тяжелым испытанием. Фашисты заняли польскую территорию. Девушка поступила работать в муниципалитет Варшавы.

На протяжении двух лет она тайно общалась с обитателями гетто города, доставляя им все необходимое: продукты питания, медикаменты. Перейдя в 1940-м году в Управление здравоохранения, Ирена смогла больше помогать евреям. Страх фашистов перед инфекциями, помогли беспрепятственно посещать резервацию.

В 1942-м году Ирена стала членом организации «Жеготы», целью работы которой было спасенные жизни еврейских детей. Неравнодушные люди использовали любую возможность для вызволения детей их гетто. Использовались даже коммуникационные сооружения домов. В спасении принимали участие мусорщики со своими телегами. Возраст детей был разный, случались такие ситуации, когда дети от испуга плакали. Сообразительный спаситель придумал использовать свою собаку, которая своим лаем в нужный момент заглушал плач ребенка. Маленьких детей вывозили в сумках для инструментов, использовали городской транспорт, спрятав детей под сиденьями. Каждый рас отсчет шел на минуты. Один спасенный ребенок рассказывал, в ожидании, когда пройдет немецкий патруль, он прятался за углом дома. Доведя счет до 30, как договаривались со спасителями, он бросился к люку, открытому именно в этот момент. По канализационным трубам его вывели на другой конец города.

В своих беседах пани Сендлер всегда делала акцент на то, что нелегко людям было отдавать своих детей. Гарантию их полной безопасности она не могла дать. Главным ее аргументом было то, что в гетто они погибнут, а за его пределами была возможность их спасения. Нередко было так, что родители вывезенного накануне ребенка, становились узниками Освенцима.

Ирена находила надежные семьи поляков, в которых можно было разместить временно вырученных детей, потом их размещали в различных приютах и монастырях. В спасении одного ребенка принимали участие 10-12 человек, и все они находились на грани провала. Все данные о спасенных детях: фамилии, данные им при крещении еврейские имена и новые христианские, сведения о родителях Ирена собирала, храня их в банках из стекла, зарыв в саду.

Самое страшное событие случилось в 1943 году. По доносу человека, для которого не было ничего святого, Ирену арестовали и вынесли расстрельный приговор. Для выяснения сведений о спасенных детях Сендлер пытали, перенеся жестокие муки, она не выдала места хранения данных. Используя все свои возможности, польские подпольщики внесли ее имя в списки расстрелянных. Пока не закончилась война девушка жила, используя чужие имя и фамилию.

Военное лихолетье нанесло тяжелый урон Польше. К ее окончанию живыми евреев насчитывалось 2,8 миллиона из 3,3 миллионов. У Ирены была близкая подруга, которая сохранила списки спасенных детей. 1948 год стал настоящим испытанием для женщины. Потеря ребенка, арест и заключение в тюрьму, грубые допросы, тяжелые обвинения не сломили женщину.

В послевоенный период героиня долго жила в безызвестности. Национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» занес Сендлер в списки Праведников мира. Приглашение посадить дерево на аллее Праведников — цена ее подвига.

Осуществить эту мечту удалось в начале восьмидесятых. До этого времени власти Польши не давали ей разрешение на посещение Израиля. Этот период для Ирены стал знаменательным. Она была удостоена главной награды Польши – орденом Белого орла. В 2006-м году совместным решением Польши и Израиля она была включена в число соискателей премии Нобеля.

Однако ее получил другой человек Альберт Гор за фильм о глобальном потеплении. 2500 детских жизней и постоянный риск, которому подвергалась женщина и ее соратники, не вдохновили комитет по присуждению премии. Высший орган Польши признал ее национальной героиней.

Имя Ирены, ее подвиг стали известными благодаря ученицам Канзаской школы, прочитавшим заметку в газете «US news and worid repor». Ученицы решили сделать эту публикацию достоянием широкого круга читателей. Ирену, живущую в небольшой столичной квартирке, девочки нашли благодаря сайту, где она указана в числе героев Холокоста. Их стараниями была создана пьеса «Жизнь в банке». Пьеса получила широкое признание во многих странах. Девочки часто посещали Ирену, последняя встреча была накануне ее ухода из жизни.

На этом фото: у Ирены в гостях те,  кого она спасла, и их дети

Ирена Сендлер ушла из жизни в Варшаве, находясь в санатории, принадлежавшем спасенной ею девочке. Режиссер Джон Кент Харрисон в 2009 году снял ленту, посвященную Ирене Сендлер.

Оцените статью
WomanTea
Мать детей Холокоста
Шурави из царандоя
Adblock
detector