Обычно, об Иосифе Виссарионовиче Сталине, говорят, в первую очередь как о гениальном политике, талантливейшем организаторе и военачальнике, сумевшем провести нашу страну через опасности и тяготы величайшей в ее истории войны, добиться великой Победы, изменившей весь мир. Увы, достижения Сталина-хозяйственника, Сталина-экономиста находится «за кадром» в куда большей мере, чем его великие дела на посту Верховного Главнокомандующего. А зря. Ибо идеи и планы этого выдающегося руководителя СССР в области экономики не просто были грандиозны для его времени – они более, чем достойны наследования и развития в наши дни.
Примазавшись (давайте уж будем называть вещи своими именами!) к Великой Победе во Второй мировой войне, одержанной благодаря исключительному героизму и неописуемым жертвам советского народа, Соединенные Штаты Америки немедленно принялись перекраивать не ими спасенный мир по собственному разумению. Воистину, крылатое выражение: «Кому война, а кому – мать родна!», стоило бы начертать на государственном гербе и флаге США… Не имея возможности похвалиться какими-либо серьезными территориальными завоеваниями, и не осмеливаясь начать новую волну открытой колонизации под боком у грозно взиравшего на них Советского Союза, американцы решили подчинить себе мировую экономику. Отныне главным оружием США, наряду с авианосцами и только что созданными атомными бомбами становились зеленые бумажки с кощунственным утверждением о собственной правоте перед Богом.
Именно эту цель – установлению глобального финансового диктата американской Федеральной Резервной Системы преследовала состоявшаяся в 1947 году Бреттон-Вудская конференция. Проходила она, естественно, в США и участвовавшие в этом мероприятии представители 44 государств покорно согласились с тем, что отныне «мировыми деньгами», помимо золота становятся и американские доллары. Более того – каждое государство теперь имело право выпускать собственные деньги исключительно в объемах, не превышающих его золотовалютные резервы, основой которых должны быть, как вы уже, наверное, догадались, все те же «зеленые». Надзирать за установленным Вашингтоном на планете «новым финансовым порядком» должен был созданный в 1944 году Международный валютный фонд. Именно так Центробанки множества стран стали, по сути, «вассалами» ФРС США – со всеми вытекающими последствиями, горькие плоды которых мы пожинаем по сей день.
Единственным государством, наотрез отказавшимся ратифицировать решения конференции, фактически, представлявшие собой капитуляцию перед Соединенными Штатами и вечную кабалу у их банкиров, оказался Советский Союз, а вернее Сталин, наверняка отреагировавший на подобное «заманчивое» предложение в выражениях витиеватых и совершенно непечатных. Иосиф Виссарионович на тот момент не просто имел гениальный план действий относительно того, как оставить с носом вконец оборзевших янки – он уже принялся претворять его в жизнь с присущими ему неумолимостью и последовательностью. Именно в 1947 году денежная реформа, осуществленная в СССР, стала первым и наиважнейшим шагом к оздоровлению финансовой системы страны. На ней обязательно нужно остановиться хоть немного подробнее.
С 1941 по 1945 год общий объем денег, ходивших на территории Союза, вырос почти в 4 раза, дойдя до 74 миллиардов рублей без малого. Это, кстати, был один из самых низких показателей среди воевавших стран – в той же Германии денежная масса за время войны «разбухла» вшестеро… На советской экономике тяжким грузом лежали государственные обязательства по внутренним военным займам в 125 миллиардов рублей. Более того, вопреки утверждениям о «рабском» или «бесплатном» труде миллионов советских людей в военные годы, накопления граждан, хранившиеся в Сберегательных кассах за период 1941-1947 годов выросли более, чем в два раза! Вдобавок, практически сразу после Победы трудящихся СССР начали освобождать от «военного» налога, полностью отменив его уже в 1946 году. Лозунг: «Все для фронта, все для Победы!» свою миссию выполнил – пора было переводить страну полностью на «мирные рельсы».
Необходимо упомянуть, что после Великой Отечественной войны в Советском Союзе существовало как бы три «слоя» цен на все товары, включая продукты питания. Прежде всего – так называемые «пайковые» расценки. По ним отоваривались карточки, на которые СССР был вынужден перейти в связи с началом войны. Второй – «колхозные» или «сельские» цены, царившие на рынках (которые, как мы помним тогда были исключительно колхозными). И третий, самый высокий уровень представляли из себя так называемые коммерческие цены, по которым государство давало возможность гражданам, имевшим соответствующие доходы, закупать товары сверх норм, отпущенных им по карточкам и пайкам. Они были необходимы, в частности, для привлечения дополнительных средств на нужды той же военной промышленности. Увы, Великая война, явившая нам величайшие примеры самопожертвования и героизма как на фронте, так и в тылу, также дала возможность «разгуляться» самой отвратительной человеческой накипи – спекулянтам, теневым дельцам и ворюгам. Ослабленные войной правоохранительные органы страны просто физически не успевали ловить за руку всех тех, кто превратил всенародную беду в источник собственного обогащения.
Всему этому пришел конец в декабре 1947 года. Советским правительством были приняты сразу два судьбоносных решения – об отмене карточной системы и о проведении денежной реформы. К тому времени коммерческие цены были ощутимо снижены, а пайковые, наоборот – подняты. Это делалось для того, чтобы выбить почву из-под ног спекулянтов, наживавшихся на разнице. А 16 декабря махинаторов лишили основного их орудия – денег. Реформа была построена так, чтобы от нее минимально пострадали те, кто зарабатывал на жизнь честным трудом. Вклады в сберкассах до 3 тысяч рублей обменивались в соотношении 1:1, а вот дальше уже включались коэффициенты, возраставшие по мере величины обмениваемой суммы. С наличными деньгами было еще строже – мало того, что они менялись из расчета 10:1, при обмене купюр «мешками» была чрезвычайно велика вероятность того, что источником их происхождения заинтересуются суровые товарищи из «органов». Закономерный итог – около 6 с половиной миллиардов (!) рублей их владельцы менять так и не осмелились.
Была ли эта реформа «грабительской», как утверждают некоторые отечественные либералы? Или все-таки справедливой? Каждый волен делать выводы сам. Однако, при этом следует учесть еще и тот факт, что сразу же при отмене карточек и реформе рубля неизменными (то есть – пайковыми, заниженными) остались цены на продукты первой необходимости (хлеб, крупы, муку и т.п.) и даже пиво! В 3 с лишним раза были снижены цены и на товары «коммерческие». Для того, чтобы настрадавшиеся в военное лихолетье люди смогли, наконец, вдоволь поесть и нормально одеться, на прилавки были «выброшены» товары из Госрезерва на сумму в почти 2 миллиарда рублей. Как-то не очень похоже на «грабеж», вы не находите? Укрепив в 1947 году советский рубль, упорядочив финансовую систему страны и очистив экономику от вынужденных военных «перехлестов», Сталин, укрепил таким образом «тылы», и приступил к реализации второй части своего грандиозного плана.
И вот 28 февраля 1950 года – грянуло! Сталин воистину был Красным Императором – единственным из лидеров Советского Союза, кто вернул рубль не к унизительному долларовому, а к золотому стандарту, превращавшему его в непоколебимую мировую валюту. Так уж вышло, что денежная единица СССР была «привязана» к американским «баксам» начиная с 1937 года. Это произошло, прежде всего, в силу того, что Соединенные Штаты были основным торговым партнером нашей страны – Великая Депрессия заставила тамошних капиталистов, скрежеща зубами от ненависти к большевикам, все-таки вести с ними дела, для того, чтобы выжить. Да и, к тому же, доллар США все-таки был валютой, «привязанной» к золоту соответствующим актом президента. Вот в Бреттон-Вуде американцы и решили этим воспользоваться… Однако, Сталину на их хотелки было глубоко наплевать. Он начал великую битву за мировое экономическое доминирование Советского Союза, в которой едва не победил…
Соответствующим постановлением Совет Министров СССР объявлял, что советский рубль отныне «весит» 0.222 грамма чистого золота, а те, кто намерен пересчитывать при международных сделках его стоимость через американский доллар, могут катиться куда подальше. Цена «зелененького» была установлена на уровне 4.45 рубля – и ни копейкой выше! По этому поводу существует интересная история – якобы, Иосиф Виссарионович лично поставил перед специалистами из Госстата задачу государственной важности: пересчитать новый обменный курс, взамен старого, который составлял 5.3 (до реформы 1947 года 53) рубля за доллар. Покопавшись с расчетами, асы статистики явились к Вождю и смущенно заявили, что вообще-то правильным, по их расчетам будет соотношение 14:1 – в пользу американской валюты. На что возмущенный Сталин ответил: «Четыре рубля ему – красная цена!» — и тут же собственноручно внес соответствующую правку в представленные ему выкладки. Конкретных свидетелей этого момента было немало, и сомневаться в их словах оснований нет.
Однако, все это было только началом. Настоящей победой Советского Союза стало состоявшееся в 1952 году в Москве совещание по экономическим вопросам, на котором были представлены 49 стран. И вовсе не только государства формировавшегося тогда «социалистического лагеря». К форуму присоединились Индия, Иран, Сирия, Уругвай, Эфиопия и ряд других развивающихся стран. Более того – в нем участвовали (и горячо поддержали принятые в Москве решения!) такие государства, как Швеция, Австрия, Финляндия, Ирландия… И вот это уже было не просто страшной угрозой для американской финансовой гегемонии – это было началом ее конца. Ведь речь на совещании шла, прежде всего, о создании колоссальной «бездолларовой экономической зоны»! Образцом для нее являлся вполне реально существовавший с 1949 года Совет экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого с СССР уже сотрудничали ряд социалистических и развивающихся стран – и более, чем успешно.
Советский Союз предлагал всем желающим присоединяться к «общему рынку» под его водительством – с совместным кредитованием, зоной свободной торговли, взаимными таможенными и тарифными льготами. Венцом всего должно было стать создание «общеблоковой» международной валюты, естественно, обеспеченной самым надежным образом. На тот момент единственным реальным «кандидатом» на эту роль был советский рубль. Золотой рубль! Какую поддержку нашли все высказанные Москвой предложения, сполна иллюстрирует тот факт, что торговые, научные и инвестиционные соглашения во время форума подписывались десятками… Вождь был гением и великим прагматиком – он совершенно не собирался «усаживать на шею» СССР страны, руководители которых, нацепив на стену вигвама или юрты портрет Ленина и выучив пару строк из «Интернационала», бежали в Кремль за оружием и кредитами, которые не собирались возвращать никогда. Нет, он реально выстраивал мир, в котором Советский Союз был бы не только идеологическим центром, но, прежде всего, центром научным, промышленным и финансовым. У него почти получилось…
Многие серьезные исследователи склонны думать, что именно этот беспрецедентный, небывалый экономический прорыв и стал смертным приговором для Иосифа Виссарионовича Сталина. Советский золотой рубль напугал американцев даже больше, чем созданное в нашей стране ядерное оружие. Трагический март 1953-го берет свое начало в победном апреле 1952-го. Кстати, еще двумя годами ранее – в 1950-м Сталин со стопроцентной точностью предсказал будущее заигрывавшей с Западом Югославии, предвидя не только ее экономический крах, но и расчленение, как государства. Иногда, сталкиваясь с такими вот моментами, приходишь в недоумение – что ж за титан это был?!
Сталин умер (вернее, был убит), а его последователи… Да не было никаких последователей – в том-то и беда! Единственный достойный – Лаврентий Берия, не надолго пережил Вождя, а остальные, такое впечатление, более всего были озабочены уничтожением его колоссального наследия. Хрущев, одержимый в равной мере, ненавистью к Сталину и низкопоклонством перед США, к тому же еще и нанес огромный, ни с чем не сравнимый ущерб советской экономике. Какой там золотой рубль? При лысом «кукурузнике» за золото приходилось закупать хлеб – причем, у тех же американцев! Остальные Генсеки не тянули даже на бледные тени Вождя. Когда в 1971 году Соединенные Штаты звонко и нагло «кинули» весь мир, заявив о полной отмене даже остатков «золотого стандарта» и провозгласив собственные зеленые «фантики» основой глобальной финансовой системы, никто в Кремле даже и не дернулся. Советскому Союзу оставалось ровно два десятка лет жизни…
Сегодня, впервые за десятилетия уже не СССР, а его наследница — Россия вплотную подошла к тому, чтобы, наконец, завершить великий и гениальный сталинский план, все-таки раздавить «зеленую» гадину, высасывающую соки из всего мира. Может, так пресловутое колесо Истории провернулось, а, может у хозяина Кремля в жилах снова течет не вода? Впрочем, надо быть реалистами – сегодня, в изменившихся коренным образом геополитических реалиях ХХІ века сделать это будет во сто крат труднее, чем в далеком 1952 году. И, все-таки, будем надеяться – на сей раз все получится!
автор: Александр Неукропный