Почему Латвия так боится обнародования архивов КГБ

Примерно двадцать лет в независимой Латвии отработала Комиссия по научному исследованию деятельности КГБ СССР. Исследователи усердно изучали и систематизировали архивы и теперь готовы раскрыть все тайны, порвав с «тоталитарным прошлым». Совершенно неожиданно против публикации материалов выступило руководство республики.

Генерал Йохансон

Все документы КГБ Латвии после распада Советского Союза не были переправлены в Москву, а остались в республике. Это произошло благодаря последнему председателю латвийского филиала могущественной советской спецслужбы генералу Эдмунду Йохансону. Именно он не стал предпринимать никаких попыток передачи материалов КГБ московскому руководству, а отдал их вновь образованной латвийской контрразведке – Бюро по защите Конституции. Бумаги стали доступны также сотрудникам западных спецслужб.

Известно, что еще будучи советским генералом, Йохансон активно сотрудничал с латышскими националистами, выступавшими за отделение Латвии от СССР. Этим объясняется то, что новая власть никак не преследовала бывшего председателя госбезопасности республики. Он спокойно дожил до пенсии и выпустил мемуары «Записки генерала ЧК». А ведь перед тем, как стать председателем КГБ, он работал в Управлении «З», специализирующемся на борьбе с идеологическими диверсиями.

Как распорядились архивами КГБ

В 1994 году новая латвийская контрразведка создала Центр по документированию последствий тоталитаризма. Организация занялась обработкой огромного массива партийных и государственных документов Латвийской СССР, в том числе и архивов КГБ.

Хотя националисты и требовали их немедленной публикации, чтобы выявить тех, кто сотрудничал с советской спецслужбой, руководство страны категорически запретило это делать. Оно приняло закон, согласно которому факт сотрудничества с КГБ гражданина Латвии может быть обнародован только по решению суда и только в отношении госслужащих или кандидатов в депутаты Сейма. В законе был целый ряд и других ограничений. Кроме того, вступление в силу данного законодательного акта было перенесено на 2014 год. Позднее этот срок продлили на 50 лет.

Но общество требовало выявления пособников «кровавого режима», поэтому появилась Комиссия по научному исследованию архивов КГБ. К маю 2018 года она должна была сделать вывод, какие документы публиковать, а какие не надо.

Комиссия «накопала» столько интересного, что теперь не знают, что с этим «счастьем» делать.

Что удалось найти

Результат исследований превзошел все ожидания. Удивились все, кроме высшего руководства и контрразведки, которые и раньше были в курсе. Оказалось, что в маленькой, но очень гордой Латвии, в советское время насчитывались десятки тысяч штатных и нештатных агентов КГБ, а также прочих «стукачей».

С контрразведкой все просто, часть сотрудников КГБ продолжила работу в новой республиканской спецслужбе. В этом нет ничего странного. Более интересно то, что в изученных списках оказалось много известных имен. Некоторые из них и сейчас занимают видные должности или прославились в разных областях. Одних научных работников и деятелей латвийской культуры в агентурных списках КГБ оказалось 583 человека.

Таким образом, публикация данных материалов может стать причиной многочисленных скандалов вплоть до раскола общества. Или нет.

Отставной полковник КГБ Сергей Шестов так высказался о возможных последствиях публикации архивов:
Я думаю, больше выпьют спиртного. Сядут друг напротив друга, начнут сначала по-хорошему, а потом и до рукоприкладства, может, дойдут. Ты в СС, а я в КГБ, ты за партию, а я против партии. День-два попьют и успокоятся.

Возможно, на бытовом уровне так и будет. А вот в масштабах государства возможны серьезные последствия. Представьте, что какой-нибудь государственный деятель, мечущий молнии в сторону России и ратующий за более тесное сотрудничество с Западом, раньше был простым советским «стукачом».

автор: Сергей Кузмицкий

Оцените статью
WomanTea
Почему Латвия так боится обнародования архивов КГБ
Патрисия Каас: женщина, исполняющая блюз
Adblock
detector