Советская авиационная промышленность была гигантской отраслью, которая позволила нашей стране войти в т.н. «высшую лигу» — в число стран с полным циклом — от создания и разработки до серийного выпуска. У нас создавались все необходимые материалы,комплектующие, авионика не только для военных, но и для гражданских лайнеров. К сожалению, это все достаточно быстро пришло в упадок.
Распад Советского Союза привел к катастрофической ситуации во всей экономике, которая была завязана на связях между республиками. Авиационная промышленность к тому же имела только одного основного клиента — это собственно государство, плюс союзники по ОВД. Но слом социалистической системы ударил по экономике многих стран, поэтому зарубежные заказы самолетов упали, а у нас не было средств на закупку самолетов.
Как так вышло? Ответ этот есть у замминистра гражданской авиации СССР Олега Смирнова, и это слова исполняющего обязанности премьер-министра (на тот момент) Егора Гайдара, произнесенные им в начале 90-ых.
«Авиационная промышленность — это очень сложная отрасль. Она требует множества инженеров, конструкторов, рабочих и государственных средств. А я договорился с Boeing, что нам дадут необходимое количество любых самолетов».
Надо понимать, что это не случайно брошенная фраза перед журналистами, это четкая позиция человека, который отвечал за спасение экономики России. Тот же Олег Смирнов определял это как предательство национальных интересов.
И ведь действительно так. На момент распада СССР у нас были готовы новейшие Ил-96-300, Ту-204, Ил-114. При планомерном развитии, мы бы сейчас готовили новые самолеты, тот же МС-21 и Ил-96-400М для замены этих лайнеров. Однако Ил-114 не построили и 20 штук и только сейчас пытаются снова поднять его в воздух. Ил-96-300 построили всего 30 штук.
В тоже время огромное количество недостроенных лайнеров так и остались «ржаветь у забора». Не было поступательного развития, оказался огромный временной провал в 25 лет, за который наши конкуренты создавали что-то новое и шли вперед.
Еще один интересный момент. Некоторое время назад с Boeing случился скандал — оказалось, что американская компания использовала коррупционные схемы для продвижение в разных странах. Это вызвало ряд внутренних расследований, но у нас не стали ворошить прошлое. Понимайте это как хотите.
Но так или иначе, решение не поддерживать наш авиапром действительно можно назвать предательством национальных интересов и, а отсутствие поддержки стало фактическим приговором для всего авиапрома, который достался от СССР. Очевидно, что в тяжелые времена государство должно было обеспечивать хоть какие-то заказы, просто чтобы заводы не разрушались. Но этого не произошло тогда.
Впрочем, еще остается надежда. С нетерпением ждем первого полета новейшего лайнера МС-21 с нашими авиадвигателями ПД-14.
автор: https://zen.yandex.ru/war