Чеховская актриса

Неудачное замужество, домашний террор, измены и попытка самоубийства – это начало жизни гениальной актрисы. Когда ей исполнилось 29, решение было принято, хватит глупостей, меняем жизнь. В последующие 20 лет она поднимает актёрское искусство на новую ступень и становится символом театра России.

Вера Фёдоровна Комиссаржевская была близка к искусству со своего появления на свет. Глава семьи – известнейший певец оперы Фёдор Петрович Комиссаржевский. В солнечной Италии он постигал технику вокала, а когда вернулся на родину пел в Итальянской опере Петербурга, далее — исполнитель Мариинского театра. Впоследствии он переезжает в столицу и поет в Большом театре, еще работает профессором консерватории. Комиссаржевский совместно с А. Федотовым, К. Станиславским, и Ф. Соллогубом организовал «Общество искусства и литературы». Фёдор Петрович видный муж культуры своей эпохи, это конечно же повлияло на дщерь его Веру. Ей нравилось, что она окружена актёрами, композиторами, поэтами и музыкантами, все они посещали их семью. Поэтому театр вошел во все ее естество еще до того как она решила быть актрисой.
Вера слыла одаренным ребенком. Комиссаржевская сколько себя помнила, пела и лицедействовала в домашних постановках, папа мечтал, что дочь будет петь в опере. Счастливый детские годы резко оборвались. Федор Петрович, многократно ездивший в турне, полюбил юную литовскую княжну и ушел из семьи. Маме Веры пришлось быстро выставить на продажу, принадлежащую ей недвижимость в Марьино и лихорадочно решать, как устроить будущее дочерей, а их было три, ведь им необходимо найти выгодные партии. Вера знакомится с начинающим художником, это граф Владимир Муравьев, вскоре выходит за него замуж, однако брак не стал счастливым. 2 года семейного ада. Вечные ссоры, алкоголизм мужа, его рукоприкладство и последнее роман с Надей, ее младшей сестрой. Вера плохо справлялась с навалившимися на нее невзгодами. Совершила попытку суицида, из-за чего ей пришлось месяц провести в психиатрической клинике, а потом пройти долгий период восстановления.

Возможно именно эти тяготы семейной жизни и привели ее на подмостки театра, так как после всего пережитого она уходит с головой в профессию. В 29 лет от роду выходит на подмостки театра. 1891 год ознаменовался ее дебютом на аматорской сцене в постановке собрания флотского в Петербурге, далее импровизировала в «Обществе искусства и литературы». Актёр Александринского театра В. Н. Давыдов давал ей уроки театрального мастерства.

Заслуженный триумф актрисе принесло участие в постановке «Плоды просвещения», которую поставил Станиславский, по драме Льва Толстого. Раскрыв образ Бетси Комиссаржевская проявила себя и с помощью знакомств отца, у нее получилось поступить на работу в Новочеркасский театр. Молодая лицедейка получала роли по-большому счету в комедиях и водевилях, воплощала в жизнь амплуа ingénue – простодушной юной девушки – и у нее все получилось. Комиссаржевская вкладывала в образ этих героинь доселе неизвестную чувственную окраску, для нее это не очередная роль, это были реальные девушки, чьи истории она должна поведать с подмостков. Комиссаржевская всегда говорила, что комедийные роли лишь предвестники настоящего искусства. Она была достаточно востребованной лицедейкой, у нее были премьеры каждые 2-3 дня – по 50 с хвостом новых образов за один театральный сезон. Несмотря на это, в будущем она представляла себя в качестве глубокой драматической актрисы, из-за этого как только подвернулся случай уходит из коллектива Новочеркасского театра.

Около двух лет Комиссаржевская живет в Вильно и играет у импресарио Константина Незлобина. На этом месте к заурядным ролям в водевилях добавляются драматические образы. Лариса из «Бесприданницы» Островского, Софья из «Горя от ума» и иные.

Комиссаржевская настойчиво прокладывает свой путь на подмостки Александринского театра. Ее грезы осуществились, это был 1896 год. Всего лишь 5 лет понадобилось ей, чтобы из захолустного театра перейти работать на одну из главных сцен государства. Но и здесь она не сразу смогла раскрыть свой талант. Свой талант она смогла показать с помощью Чехова и Островского. Это ее звездный час, именно сейчас она становится известной как никогда. Это было ее амплуа – поиск совершенства, недовольство, возмущение всякой пошлости обыденности. Комиссаржевская изображает даму, которая страдает, находится в несогласии с окружающим ее миром. Ее игра бесподобна и гениальна, она как бы сама проживает каждую роль. Для Комиссаржевской воплощение образа Нины Заречной в Чайке (как и образ Ларисы в Бесприданнице) символична. Нину она играла пока выходила на сцену. Комиссаржевская именно чеховская актриса и она сразу глубоко прочувствовала и оценила феноменального драматурга.

Из-за несчастливого брака Комиссаржевская не хотела опять заводить семью. Театр — это для нее вся жизнь. Однако это не мешало ей заводить многочисленные интрижки с самыми разными мужчина, среди них офицер Сергей Зилоти, актер Н. П. Рощин-Инсаров, режиссер Александринского театра Е. П. Карпов, актёр Николай Ходотов, поэт Валерий Брюсов, и это не весь список. Но все эти мужчины меркли перед основным мужчиной ее жизни Антоном Павловичем Чеховым. Не меньше и сам писатель ценил Комиссаржевскую. Он считал, что она понимает его лучше всех.


Она переросла Александринский театр, Вера задыхалась в нем. Поэтому решила создать свой Драматический театр, и осуществила это в 1904. В своем театре Вера ставит не только произведения Чехова и Островского, а и добавляет пьесы Максима Горького и Ибсена. Выбрав создание и развитие своего театра она не добилась огромного успеха. Часть спектаклей не имели успех, были плохо приняты публикой, и актриса засомневалась в себе, потеряла веру в собственный талант. Комиссаржевская, несмотря ни на что — это символ русского театра начала ХХ века. Жизнь талантливой актрисы унесла оспа в Ташкент.

Оцените статью
WomanTea
Adblock
detector