Он привязался ко мне, не успев даже приглядеться как следует…

1902 год принёс художнику Василию Сурикову много счастья. Весной его любимая дочь Ольга вышла замуж за художника Петра Кончаловского, и в зяте Василий Иванович нашёл бескорыстного и преданного друга. А уже зимой — новая радость: у молодожёнов родилась девочка, которую назвали Наташей.

«Он привязался ко мне, не успев даже приглядеться как следует, ведь трех недель от роду я начала путешествовать с родителями», — писала впоследствии Наталья. Василий Иванович очень волновался за маленькую внучку и часто писал её родителям: «Здравствуйте, мои дорогие! Наташечку и вас каждый день вспоминаю. Внучку поцелуйте несчётное число раз. Берегите её — она всем нужна. Будьте здоровы. Целую вас крепко. Ваш папа».

Василий Суриков обычно был суровым человеком, но в присутствии Наташи становился мягким. Первое воспоминание внучки: Москва. 1905 год. Она гуляет в церковном дворике в Левшинском переулке, а Василий Иванович следит за ней. «Дедушка, покатай меня верхом!» И вот уже Суриков, бросив свою шляпу в траву, сажает Наташу на плечи. Теперь видно гораздо дальше. «Смотри, — говорит Василий Иванович, — вон там большой белый собор. Это Храм Христа Спасителя, который я расписывал».

Бессчетное число раз девочка бывала в мастерской Сурикова. В притолоку входной двери художник ввинтил два крюка и повесил на них качели для Наташи. Она часто сидела на них, летая взад-вперёд, а Василий Иванович, перебирая струны на гитаре, пел какую-нибудь весёлую песню. Внучка подпевала. В мастерской художника было много репродукций западных мастеров: со стен на девочку смотрели образы древних святых, Богородицы и Христа, картины величественной природы. Сама атмосфера мастерской — атмосфера нелёгкого, но интересного созидания, творчества влияла на Наташу, а потом и на её младшего брата Мишу, который родился в 1906 году. Дети стремились творить и созидать. Они рано научились рисовать, развивали фантазию.

В семье Кончаловских существовала традиция: каждое воскресенье после литургии ездить в гости к Василию Ивановичу. Когда открывалась дверь в дедушкину квартиру, Наташа и её брат с шумом, смехом и восклицаниями кидались к нему в объятия. На столе уже стоял приготовленный завтрак. Василий Иванович угощал детей калачами и чаем, а затем они усаживались вокруг него и слушали сказку. Рассказывая её, Суриков тут же рисовал карандашом иллюстрации к ней. «С дедушкой, было тепло, весело, уютно — вспоминала Наташа. — И мы доставляли ему радость, внося свежее дыхание в его жизнь, теша его сердце».

Когда девочка немного подросла, то стала помогать Сурикову в его работе. Несколько раз она позировала для картины «Посещение царевной женского монастыря». Дедушка надевал на внучку царский наряд. Она переступала с ноги на ногу и терпеливо ждала, пока дедушка сделает нужные наброски. Картина эта теперь находится в московской Третьяковской галерее. Для любимой внучки Суриков написал небольшой её карандашный портрет, который она хранила многие годы.

Наталья Кончаловская прожила долгую и счастливую жизнь, вышла замуж, у неё родились дети. Она писала стихи, выпустила множество книг об истории России, дальних странах и знаменитых людях. Но с особой теплотой и душевным участием она писала книгу «Дар бесценный», в которой вспоминала о своей жизни, о родителях и любимом дедушке Василии Сурикове.

Оцените статью
WomanTea
Он привязался ко мне, не успев даже приглядеться как следует…
Ф.М. Достоевский о России и бессовестных либералах…
Adblock
detector